К сожалению, у Вас не установлен flash плеер.

Послание Главы КБР Парламенту Республики

 

 

 

Послание Главы Кабардино-Балкарской Республики Ю.А. Кокова Парламенту КБР

 

«Наша общая цель и безусловный приоритет – обеспечить всем жителям Кабардино-Балкарии безопасную и благополучную жизнь»

 

«Уважаемые депутаты!

Уважаемые жители Кабардино-Балкарии!

 

В соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарии обращаюсь к вам с ежегодным Посланием Парламенту республики. Речь пойдёт о результатах нашей работы в 2016 году и об основных направлениях деятельности, целях и задачах на 2017 год.

 

Экономика и общественно-политическая ситуация

Говоря об итогах прошедшего года, хочу подчеркнуть, что он для республики, как и для всей страны, был далеко не простым. Но, несмотря на все трудности, нам удалось в целом сохранить стабильное социально-экономическое положение.

Обеспечена позитивная динамика макроэкономических показателей. Так, валовый региональный продукт по итогам 2016 года вырос на 13 млрд рублей и по предварительнойоценкесоставит около 143 млрд рублей. Объём продукции сельского хозяйства достиг 43,8 млрд рублей, или 105,7% в сопоставимойоценкек уровню 2015 года. Объём выполненных работ в строительстве - 12,5 млрд рублей, что на 6% больше предыдущего года.

Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования составили 36,3 млрд рублей, или 109,1%. Введены в эксплуатацию 34 крупных объекта, среди которых Зарагижская гидроэлектростанция, современные перинатальный центр в г. Нальчик и школа на 320 мест в с.п. Верхняя Жемтала, физкультурно-оздоро-вительные комплексы в городах Нарткала и Терек. Завершен первый этап реконструкции ул. Кабардинской и ремонт здания медколледжа КБГУ, в Нальчике открыта аллея Олимпийской славы. Построены 22 многоэтажных дома площадью 68,6 тыс. кв. метров. С учётом индивидуального жилищного строительства введено 412,4 тыс. кв. метров жилья, что на 10% больше чем в 2015 году.

За последние три года реализовано около 50 проектов в сфере жилищного строительства, энергетики, газо- и водоснабжения, транспортного обслуживания населения. Построено 58 новых оснащённых современным оборудованием объектов здравоохранения, 25 физкультурно-оздорови-тельных комплексов и спортивных залов, 12 общеобразовательных и дошкольных организаций. С вводом в строй 4 новых МФЦ мы завершили работу по созданию во всех муниципальных районах и городских округах многофункциональных центров по оказанию услуг населению, обеспечив тем самым 100% доступ граждан к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» при плановом значении по майскому Указу Президенту Российской Федерации в 90%.

Проводимая нами бюджетная политика выстроена в соответствии с основными направлениями Послания Президента страны. Взят курс на обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, как залога макроэкономической устойчивости и финансовой стабильности.

Основным направлением бюджетной политики в 2016 году стала концентрация средств на приоритетных направлениях, прежде всего выполнении всех социальных обязательств и реализации майских (2012 года) указов Президента Российской Федерации. В этих целях проведена значительная работа по исключению неэффективных расходов, прежде всего, в сфере управления.

Принятые в эти годы меры по отмене налоговых льгот, сокращению численности государственных служащих, размера их заработной платы, изменению порядка формирования и распределения фонда оплаты труда работников между управленческим и основным персоналом бюджетной сферы позволили реализовать поручение Президента Российской Федерации в части «сокращения в 2015-2017 годах расходов ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении за счёт снижения неэффективных затрат».

Реализован План мероприятий по оздоровлению государственных финансов. В непростой экономической ситуации за счет администрирования налоговых доходов и доведения уровня налоговых изъятий до среднего по России мы сохранили в течение трех лет положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет КБР. Так, рост собственных доходов по итогам 2016 года составил 111,2%. И это при том, что в республиканском бюджете на 2016 год было запланировано поступление 5,9 млрд рублей доходов от акцизов. Но в связи с осуществляемым сегодня в стране комплексом мер по наведению порядка в алкогольной отрасли работа всех этих предприятий на территории республики с февраля2016 г. была приостановлена. В результате бюджет недополучил 3,3 млрд рублей собственных доходов.Но, несмотря на это, нам удалось сохранить устойчивость бюджетной системы, и, что очень важно, выполнить все свои социальные обязательства перед населением.

Впервые за много лет в истекшем году обеспечена своевременная месяц в месяц выплата в полном объёме заработной платы работникам, финансируемым из республиканского бюджета, а также оплата всех мер социальной поддержки населения.

В соответствии с рейтингом, проводимым Министерством финансов России, республика впервые включена в I группу субъектов-лидеров с высоким качеством управления региональными финансами и премирована грантом из федерального бюджета в объеме около полумиллиарда рублей. Наряду с этим на нынешний год нам предоставлена дотация из федерального бюджета в объеме 9,5 млрд рублей, что на 1,5 млрд рублей. больше чем в предыдущем году.

При этом сохраняется тенденция сокращения дотационности республики. По итогам 2016 года её уровень составил 44,1% против 54,5% в 2013 году.

В истекшем году обеспечены общественно-политичес-кая стабильность и безопасность. Республика становится более комфортной для проживания, привлекательной для инвесторов и гостей.

Прошедший год ознаменован важными событиями в общественно-политической и культурной жизни. Мы широко отметили 95-летие государственности Кабардино-Балкарии. При высокой активности избирателей прошли выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в органы местного самоуправления.Более 60 тысяч жителей республики приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», которая стала ярким свидетельством нашей благодарной памяти о творцах победы.

Эти и другие мероприятия стали убедительным подтверждением высокой консолидации нашего общества, что является прочной основой для дальнейшей конструктивной деятельности всех органов власти.

 

Поддержка семьи, улучшение демографии

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своём Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что смысл всей политики нашей –это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России.

Исходя из установки Главы государства наши усилия в предстоящие годы должны быть направленына поддержку семьи,улучшение демографии, здоровья людей, развитие образования и культуры. Это наши приоритеты.

В республике делается немало для поддержки семьи, материнства и детства. Совершенствуется система стимулирования рождаемости. В 2016 году на выплаты семьям с детьми из бюджетов всех уровней направлено свыше 1,2 млрд рублей. Эти меры позитивно сказываются на увеличении рождаемости. В истекшем году она составила 14,2, что на 9,2% выше чем в среднем по России. Растёт количество многодетных семей. Только за последний год их стало почти на тысячу больше.

Особое внимание уделяется охране материнства и детства. Снижается показатель младенческой смертности. В 2016 году он составил 6,6, что ниже чем в среднем по СКФО. Впервые за многие годы в республике не зарегистрировано случаев материнской смертности.

Совершенствуется система оказания помощи беременным женщинам. Как было сказано, в 2017 году начнёт в полном объёме функционировать современный перинатальный центр. Теперь нужно повышать квалификацию специалистов и совершенствовать организацию работы.

Мы с вами знаем, что семья является фундаментом общества или, как говорится, самым древним и эффективным «министерством» здравоохранения, образования и социального обеспечения в одном лице.Поэтому семья в Кабардино-Балкарии должна быть всегда в центре внимания и заботы органов власти всех уровней и институтов гражданского общества.

Необходимо и впредь совершенствовать формы стимулирования рождаемости, социальной поддержки многодетных и приёмных семей, а также семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

 

Здравоохранение

Сегодня республика является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по доле затрат наздравоохранение, которая составляет более 21% от всех наших расходов при средней по России 14%. Это свидетельствует о нашем приоритетном отношении к данной отрасли.

Растут объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе и в наших медицинских центрах. Впервые такая помощь оказана в 2014 году 500 гражданам. А уже в истекшем году ею охвачено 1465 человек. Значительно обновлён  автопарк «скорой помощи».

Принимаемые меры позволили снизить общую смертность населения. Средняя продолжительность жизни возросла с 73,3 в 2013 году до 75,3 в 2016 году. Продолжается устойчивый естественный прирост населения.

Вместе с тем в здравоохранении у нас ещё очень много проблем. И прежде всего они касаются первичного звена. Не случайноПрезидент России В.В.Путин в своём Послании Федеральному Собранию поставил задачу уделить его развитию приоритетное внимание.

Надо сказать, что в республике сделано многое для укрепления материально-технической базы первичного звена. Построены десятки новых фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, поликлинические учреждения поэтапно оснащаются современным оборудованием.

В 2017 году работа в этом направлении должна быть продолжена. В рамках федеральной целевой программы по устойчивому развитию сельских территорий будут построены фельдшерско-акушерские пункты в сельских поселениях Нижний Курп, Былым и Шардаково.

Одновременно с этим надлежит развивать сеть медицинских учреждений районного и республиканского звена. В частности, в этом году предстоит обеспечить ввод в эксплуатацию нового хирургического корпуса на 180 коек центральной районной больницы в г.о. Прохладный, нефрологического центра в г.о. Баксан и республиканского врачебно-физкультурного диспансера, завершение капитального ремонта психоневрологического диспансера.

Следует продолжить работу по оснащению медицинских организаций современным оборудованием, по профилактике и диспансеризации всех групп населения, лекарственному обеспечению граждан, пропаганде здорового образа жизни. Необходимо максимально применять возможности телемедицины.

Для сокращения времени ожидания в очередях в поликлиниках следует активнее использовать информационные технологии, совершенствовать работу регистратур, разгружать врачей от излишнего документооборота, укомплектовать службу участковых врачей высококвалифицированными специалистами, способными своевременно поставить верный диагноз и дать пациенту правильные рекомендации. К сожалению, по различным причинам именно это звено здравоохранения оказалось на сегодняшний день особенно слабым. В результате, не получив у участкового врача квалифицированную консультацию, который, кстати сказать, обязан обеспечивать сопровождение пациента от первичного осмотра до его полного выздоровления, больные вынуждены самостоятельно бегать по врачам узкой специализации, выясняя причины своего заболевания.

Таким образом, создаётся своеобразный замкнутый круг, из которого пациенту приходится выбираться в меру своих сил и возможностей. Подобные факты, к сожалению, бросают тень не только на саму профессию участкового врача, но и на тех, кто добросовестно выполняет свой долг. Пора вернуть ключевую роль участкового врача в системе охраны здоровья населения.

Правительству необходимо тщательно изучить организацию медицинского обслуживания населения на всех уровнях системы здравоохранения и этапах оказания медицинских услуг, обеспечить принятие необходимых мер по её совершенствованию. Граждане должны своевременно получать медицинскую помощь, включая экстренную.

Конкурентным преимуществом нашего здравоохранения должны стать доступность, своевременность и высокое качество предоставляемых населению услуг.

 

Образование

Приоритетным для нас, безусловно, остаётсяобразование. Предприняты конкретные шаги, направленные на создание современных условий для обучения детей. Мы продолжим обновление материально-технической базы системы образования через участие республики в федеральной программе содействия созданию новых мест в образовательных организациях. Чтобы все дети могли учиться в одну смену, до 2025 года планируется ввести 10 тыс. новых мест, из них 3,2 тысячи - в сельской местности. Правительству следует принять все необходимые меры с тем, чтобы обеспечить эффективное участие республики в этой федеральной программе.

На 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет мы вышли. Теперь перед нами стоит задача обеспечить дошкольным образованием детей от 1,5 до 3 лет. В этих целях только в этом году планируется открыть дополнительно около 500 мест.

Одной из ключевых задач, стоящих перед системой образования, остаётся повышение качества образовательного процесса. Сегодня школьное образование должно не только давать знания, но и воспитывать нравственного человека.

Изменения, происходящие в образовательной политике, обусловили необходимость модернизации системы дополнительного образования детей. Именно в этих целях более года назад построена Детская академия творчества «Солнечный город». В настоящее время прорабатывается вопрос открытия в городах Майский и Терек межрайонных филиалов академии.

В конце прошлого года на её базе создан детский технопарк, который станет основой развития секций технической направленности по всей республике. Важно, чтобы к этой работе подключились наши вузы, Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, исследовательские институты и бизнес, чтобы у детей было ясное понимание того, что их идеи, знания будут в полной мере востребованы.

Мы должны активнее работать по формированию центров поддержки детей, в том числе одарённых, на базе лучших школ и вузов республики. При этом, как подчеркнул в своем Послании В.В.Путин: «в основе системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в жизни. Раскрытие его таланта – это наша с вами задача, в этом – успех России».

Исходя из этого, необходимо создавать отвечающие современным требованиям условия для интеллектуального, творческого и физического развития наших детей.В конечном итоге, все наши планы и намерения должны быть сфокусированы на самом главном – на заботе о детях, а значит о будущем Кабардино-Балкарии.

Основной задачей системы среднего профессионального образования является подготовка кадров для экономики. Это потребует внедрения новых учебных стандартов, инструментов независимой оценки его качества, в том числе на базе регламентов движения«Ворлд-скиллс».В 2016 году республика впервые стала его участником. Надлежит расширить представительство учащихся колледжей, училищ и школьников в конкурсах профессионального мастерства данного движения.

В 2017 году необходимо продолжить работу по выявлению и поддержке талантливой молодёжи, оказывать всяческое содействие участию инициативных молодых людей в межрегиональных и международных форумах, развивать их проектную культуру. В прошлом году около 300 представителей Кабардино-Балкарии приняли участие в форумах различного уровня, 17 из них получили грантовую поддержку на реализацию социально значимых проектов.

 

Физическая культура и спорт

В последнее время мы являемся свидетелями популяризации среди молодёжизанятий физической культурой и спортом. Хорошим стимулом этому послужили успешные выступления наших спортсменов на прошедших летом прошлого года ХХХI летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.

В то же время, как говорил выдающийся советский педагог – новатор и писатель Василий Александрович Сухомлинский, «спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого». Мы должны уделять больше внимания развитию массового спорта, создавать для этого необходимую инфраструктуру. В прошлом году введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительные комплексы в наряду с упомянутыми городах Терек и Нарткала, в сельских поселениях Анзорей, Зольское и Прималкинское. Юные боксёры Нальчика получили в своё распоряжение два современных зала.

Вместе с тем ещё немало проблем. В частности, не один год остро ставится вопрос о строительстве многофункциональных спортивных комплексов в микрорайоне «Искож» г. Нальчик, в посёлках Залукокоаже и Кашхатау. Прошу Правительство, не откладывая в долгий ящик, найти решение данного  вопроса. Одновременно с этим детально проанализировать эффективность использования действующих спортивных объектов.

В целях привлечения широких слоёв населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом необходимо усилить работу по поэтапному внедрению комплекса ГТО, шире практиковать проведение в республике спортивных соревнований.

 

Культура и религия

В истекшем годукультурная жизньКабардино-Балкарии была достаточно многообразной и насыщенной. На высоком духовном подъёме прошли мероприятия, посвящённые пребыванию в республике выдающихся представителей российской культурыЮрия Темирканова, Евгения Евтушенко, Михаила Шемякина.

Большой резонанс имели общественно-культурные акции, посвящённые Году российского кино. К наиболее масштабным следует отнести Международный кинофестиваль фестивалей «Naichik – 2016», который стал заметным событием на Северном Кавказе. Получили широкое признание ежегодный Международный фестиваль классической музыки имени Юрия Темирканова и Международный фольклорный фестиваль «Танцы над Эльбрусом». Традиционными становятся творческие проекты: республиканский фестиваль людей с ограниченными физическими возможностями «Я радость нахожу в друзьях» и Северо-Кавказский конкурс-выставка детского изобразительного искусства им. А.Л.Ткаченко.

Продолжается работа по укреплению материальной базы культуры. Построены дома культуры в сельских поселениях Нижний Куркужин и Псынабо. В нынешнем году мы продолжим модернизацию отрасли, прежде всего, в сельской местности.

Важную роль в духовной жизни республики призваны выполнять наши творческие союзы и коллективы. Рассчитываем, что они и впредь будут решать художественные и общекультурные задачи.

В 2017 году республика будет отмечать одну из самых значимых дат в своей истории – 460-летие добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства.

Предстоят торжества, связанные с празднованием 100-летия со дня рождения выдающихся сынов Кабардино-БалкарииТимборы Кубатиевича Мальбахова и Кайсына Шуваевича Кулиева, 80-летия трёх наших ведущих театров – Кабардинского им. Али Шогенцукова, Балкарского им. Кайсына Кулиева и Русского им. Максима Горького.

Такие события имеют огромное значение для консолидации общества, роста самосознания и культуры народа. И мы должны сделать всё необходимое для празднования этих дат на высоком содержательном уровне.

В истекшем году проведено немало важных мероприятий и акций, направленных на сохранение и развитие национальной культуры и традиций, возрождение историко-культурного наследия народов. Впервые официальная делегация республики посетила Новоспасский монастырь, на территории которого захоронены видные военачальники, государственные и политические деятели рода Черкасских, а также Архангельский собор Кремля, где покоится прах княжны Марии Темрюковны. Состоялись встречи с высшим руководством Духовного управления мусульман России и Русской Православной церкви. Продолжается строительство и ремонт мечетей и церквей. Эти и другие шаги наглядно демонстрируют уважительное отношение к представителям традиционных религий, способствуют укреплению межконфессионального согласия.

Важным событием, проявлением глубокого уважения к многонациональному народу Кабардино-Балкарии стал пастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который впервые посетил Северо-Кавказский регион.

Религия обладает огромным духовным потенциалом, способствует укреплению нравственных основ общества, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми вне зависимости от национальной принадлежности, убеждений и политических предпочтений.

 

Приоритеты стратегии развития

Президент страны В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию поставил задачу обеспечить переход кустойчивому экономическому росту.

Мы должны придать экономике новые импульсы развития, вывести её на современный технологичный уровень, позволяющий быть конкурентоспособным.

В этих условиях  необходимо на основе глубокого анализа выработать новые подходы к формированию эффективной структуры экономики. Ведь не секрет, что на протяжении многих десятилетий структура нашей экономики строилась таким образом, что её третью часть составляли производство и реализация алкогольной продукции. Соответственно за счёт этого формировалось и более трети доходной части бюджета. В частности, в прошлом году 47% доходов в республиканский бюджет планировалось получить от доходов на акцизы.

Однако жизнь показала, что на сегодняшний день отрасль производства алкогольной продукции является одной из самых нестабильных и криминализированных со всеми вытекающими из этого последствиями.

В этой связи следует ускорить процесс диверсификации экономики, активнее развивать альтернативные направления и перспективные высокодоходные отрасли, которых у нас немало.

С учётом приоритетов стратегии развития республики, с опорой на имеющийся потенциал нужно совершенствовать систему управления ключевыми сферами экономики.

 

Промышленность и сельское хозяйство

Наша промышленная политика должна быть сориентирована на переход к наукоёмким, инновационно-направленным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции, расширение экспортного потенциала.

На сегодняшний день семь промышленных предприятий участвуют в реализации планов импортозамещения Минпромторга России. Ими выпускается 9 наименований такой продукции. Ещё 15 инвестпроектов находятся в стадии проработки. А два наших предприятия – ООО «Севкаврентген-Д» и АО «Кабельный завод «Кавказкабель» - стали победителями Всероссийской выставки  и получили право  на предоставление субсидий на разработку технологий в рамках реализации инвестиционных проектов.

Правительству следует усилить работу на этих направлениях. Мы должны помочь предприятиям с использованием новых возможностей, предоставляемых на федеральном уровне. Это, прежде всего, экспортный центр, который создан недавно Правительством Российской Федерации для поддержки экспорта. Важно довести до предприятий, до крупного и среднего бизнеса все условия, которые предоставляют новые институты развития.

В текущем году необходимо сконцентрировать усилия на решении задач по возобновлению добычи на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом месторождении, создании нового экологически безопасного производства вольфрамового ангидрида с применением инновационных технологий на базе ОАО «Гидрометаллург». И, конечно же, важнейшая задача – это поэтапная реализация проекта по созданию промышленного комплекса «Этана».

Следующее приоритетное направление развития нашей экономики -это агропромышленный комплекс.За эти годы в отрасли проведена большая работа по привлечению инвестиций и реализации крупных проектов. На развитие сельского хозяйства только в прошлом году использовано свыше 5,2 млрд рублей льготных кредитных ресурсов и оказана государственная поддержка в объёме 6 млрд рублей.

В 2016 году собран рекордный для республики урожай зерновых - 1 млн 150 тыс. тонн, в том числе наивысший за всю историю республики урожай кукурузы - почти 920 тыс. тонн.

Достигнут заметный рост урожая овощей, плодов и ягод. За период с 2014 по 2016 год заложено4400 га садов интенсивного типа, что в полтора раза больше, чем за все предыдущие годы. В 2016 году -1600 га интенсивных садов. Их общая площадь на сегодня составляет свыше 7 тыс. гектаров. В республике функционируют 16 современныхплодоовощехранилищобщей мощностью 142,7 тыс. тонн.

Предприятиями консервной отрасли произведено свыше четверти миллиарда плодоовощных консервов. В другие регионы Российской Федерации отгружено более 200 млн условных банок. Таких показателей республика достигла также впервые. Продолжается устойчивый рост производства молока и мяса.

Значительная часть валового объёма сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах. Надо создавать условия для их кооперации, выстраивать современную систему закупок, хранения, переработки и сбыта, товарные связи по всей цепочке «производитель – агрологистический центр – торговая сеть», помогать с реализацией продукции по справедливым ценам.

Сохранить достигнутую динамику развития сельского хозяйства невозможно без внедрения новейших технологий и научных разработок, без наличия соответствующих специалистов. Необходимо сформировать государственный заказ нашему аграрному университету. Его образовательные программы и научные исследования должны в полной мере учитывать запросы агропромышленного комплекса.

Важным шагом в этом направлении станет создаваемый агропромышленный бизнес-инкубатор. Агротехнопарк призван сформировать новое поколение высокопрофессиональных аграриев. Для этого здесь создаются все необходимые условия. Это оснащённые современным оборудованием мини-производства, лаборатории, учебные помещения, а также выставочный павильон, теплицы и фермы.

Задача Правительства обеспечить эффективную работу этого комплекса, который, безусловно, придаст новый импульс развитию аграрного сектора республики.

 

Транспорт, дорожная инфраструктура

В предстоящие годы мы должны многое сделать для развитиятранспортной инфраструктуры, улучшения качества транспортного обслуживания населения.

В 2016 году удалось существенно обновить подвижной состав общественного автотранспорта. На маршруты вышли 67 новых современных автобусов. В текущем году необходимо продолжить эту работу. Очень важно при этом маршрутизацию перевозок организовать максимально удобно для населения.

Одна из главных задач этого года - обеспечить завершение строительства двух новых автовокзалов на въездах в г. Нальчик и автостанции в Тырныаузе, а также реконструкции аэропорта Нальчик. Продолжить работу по созданию многофункционального спортивного центра высшего водительского мастерства «Кавказ-Автосити».

Неотъемлемым звеном транспортной системы являютсяавтомобильные дороги. В последние годы сделано немало по их строительству и ремонту. Проведена полная реконструкция участка дороги вдоль озера Тамбукан, двух мостов на объезде г. Баксан, которые теперь отвечают требованиям надёжности, комфортности и, главное, безопасности. Совместно с Минтрансом России решён вопрос по демонтажу железнодорожного путепровода в г.Нальчик. На участке протяжённостью около3,3 км предстоит построить новую автодорогу и тем самым развязать транспортные потоки на наиболее загруженных маршрутах столицы.

Вместе с тем в дорожном хозяйстве у нас ещё немало изъянов. Многие дороги регионального значения требуют обновления. Обустройство большинства из них по-прежнему не соответствует современным требованиям безопасности дорожного движения. Необходимо активизировать внедрение новых технологий строительства дорог и ликвидацию аварийно-опасных участков, мониторинг качества выполняемых работ и используемого сырья. Одной из первостепенных задач должно стать обустройство дорог линиями наружного освещения, и прежде всего, в границах населённых пунктов.

 

Строительство, архитектура

В непростых условиях нам удалось удержать набранные темпы вотрасли строительства. Однако здесь ещё много проблем. Очень часто нарушаются сроки ввода объектов, а качество строительства не всегда соответствует установленным стандартам. Нередко используются некачественные материалы. Много вопросов по ценообразованию объектов. Правительству надлежит наводить во всём этом должный порядок.

Ключевым направлением остаётся развитие жилищного строительства. Основным фактором роста объёмов ввода жилья является участие населения в его инвестировании. Надо продолжить возведение доступного жилья, в том числе за счёт ипотечного кредитования.

На сегодняшний день из аварийных домов переселены около 3 тыс. человек. В текущем году необходимо завершить переселение 1300 граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января2012 г., а также создать новые механизмы переселения на последующие годы.

Не могу сегодня не затронуть вопросыархитектурного обликагородов и населённых пунктов нашей республики. Всесторонний анализ практики их застройки показывает, что на протяжении многих лет она велась без соблюдения требований градостроительной политики и архитектуры. Нередко объекты строились стихийно и беспорядочно. Допускались многочисленные факты незаконного отвода земельных участков и предоставления их в аренду за символическую плату. Дошло до того, что один и тот же земельный участок предоставлялся одновременно нескольким арендаторам. Подобные факты не изжиты и сегодня.

Несмотря на все сложности, необходимо настойчиво и принципиально продолжать работу по устранению этих и других нарушений.Главы администраций муниципальных районов и городских округов будут нести персональную ответственность за наведение в этих важных вопросах должного порядка.

 

ЖКХ

Качество работы власти в значительной мере оценивается состояниемжилищно-коммунального хозяйства. Ситуация в этой сфере продолжает оставаться сложной. Необходимы дополнительные усилия по развитию отрасли со стороны госструктур, бизнеса и самих граждан. Прежде всего, надо повысить прозрачность отрасли, обеспечить жёсткий контроль за движением денежных средств по всей схеме: потребитель – управляющая компания – коммунальная организация – поставщик энергоресурсов.

Правительству следует продолжить работу по снижению потерь в электрических сетях, добиться сохранения в инвестиционных программах субъектов электроэнергетикиобъёмовфинансовых средств, предусмотренных на модернизацию сетей, трансформаторных подстанций, внедрение автоматизированных систем контроля и учёта энергоресурсов. Необходимо наконец завершить работу по выявлениюбесхозныхобъектов и регистрации права собственности.

Важнейшей задачей остаётся обеспечение погашения задолженности прошлых лет и 100-процентной оплаты текущего потребления энергоресурсов. Хочу предупредить: решение этой задачи будет рассматриваться как проверка способности Правительства, глав местных администраций муниципальных районов и городских округов работать на конкретный результат.

В прошлом году осуществлён капитальный ремонт 23 домов. Удалось активизировать вовлечение  средств собственников жилья на эти цели. Установлен порядок выплаты субсидий гражданам старше 70 лет. Одновременно следует усилить контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт, обеспечением их сохранности.

В текущем году предстоит провести большую работу по благоустройству дворовых территорий. По инициативе партии «Единая Россия» на эти цели в федеральном бюджете предусмотрены значительные средства, в том числе 174 млн рублей – для нашей республики. Как подчеркнул на прошедшем съезде партии её лидер, Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, работа по благоустройству дворов должна идти и в рамках государственных приоритетов, и в рамках партийного проекта «Городская среда».

Правительству, местным администрациям следует обеспечить максимально эффективное использование выделяемых нам средств. К этой работе нужно привлекать самих жителей. Уверен, они лучше знают, что необходимо сделать в их дворах.

 

Экология

2017 год объявлен Годом экологии в России. Необходимо активизировать работу по реализации мероприятий, направленных на последовательное снижение экологической нагрузки, всерьёз заняться наведением чистоты в каждом городе и селе, принять дополнительные усилия по благоустройству и санитарной очистке населённых пунктов, прилегающих к ним территорий, поймы рек и водоёмов.

Правительству надлежит не позднее первого полугодия т.г. разработать региональную программу обращения с отходами, которая должна предусматривать различные источники финансирования, включая средства федерального и республиканского бюджетов, привлечение инвесторов.

Необходимо, чтобы в решении вопросов, связанных с благоустройством, озеленением и очисткой территорий, также активно участвовало население. Важно, чтобы гражданское общество вовлекалось в решение и таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов растений и животных. Надо предметно заняться наведением порядка и в организацииохотоводства. В последние годы состояние дел в этом сегменте вызывает многочисленные нарекания.

Актуальной остаётся задача рационального использования минерально-сырьевой базы, сохранения существующейэкосистемы, наведения порядка на особо охраняемых природных территориях, создания условий для цивилизованного туризма.

 

Туристско-рекреационный комплекс

В последние годы наблюдается положительная динамикатуристического потокав республику. В 2016 году он составил более 420 тыс. человек, что на 40% больше аналогичного периода 2015 года. По прогнозам в 2017 году эта цифра может превысить 450 тыс. человек.

Мы обязаны приложить усилия к тому, чтобы имеющиеся уникальные туристско-рекреационные объекты были максимально востребованы. Добиться этого можно лишь при условии модернизации имеющейся материально-технической базы отрасли, реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе строительства новых объектов инфраструктуры, отвечающих современным требованиям. Необходимо обеспечить системный подход к организации контроля качества предоставляемых услуг, в том числе с привлечением общественных организаций, экспертного сообщества и контролирующих органов, продвижение республики на ключевых туристских рынках, развитие новых современных направлений, таких какэтнотуризм,экотуризм,агротуризм и других.

Назрела необходимость реализации новых подходов к управлению отраслью, включая санаторно-курортный комплекс республики. Соответствующие поручения на этот счёт даны Правительству и уже в ближайшее время должны быть приняты необходимые комплексные решения.

 

Развитие малого и среднего бизнеса

Для укрепления экономики, её перспектив огромное значение имеетразвитие малого и среднего бизнеса.

В истекшем году в эту сферу из бюджетов различных уровней направлено около 60 млн рублей. В результате принятых мер доля малого бизнеса в формировании валового регионального продукта по итогам года составила более 30%. Этот результат свидетельствует о том, что мы движемся в верном направлении.

Будем действовать в этом ключе и дальше, помогать инициативным людям создавать производства, новые рабочие места.

Уже принят ряд принципиальных решений. Прежде всего, это законы, касающиеся расширения доступности патентной системы налогообложения, налоговых каникул для начинающих, преференции для социального предпринимательства.

Однако предстоит сделать ещё многое для того, чтобы бизнес занимал лидирующие позиции, был конкурентоспособным: расширять доступ малых предприятий к государственным и муниципальным закупкам, активно внедрять систему «единого окна» для бизнеса в многофункциональных центрах, создавать для малого и среднего бизнеса муниципальные промышленные площадки.

 

Инвестиции и инновации

Реализация структурных реформ и устойчивый экономический рост невозможны безсерьёзных инвестиций. Кабардино-Балкария вошла в число регионов – лидеров по их привлечению.

В сентябре2016 г. в Санкт-Петербурге в рамках традиционной ежегодной встречи Председателя Правительства Российской Федерации и Премьера Госсовета Китайской Народной Республики подписано Генеральное соглашение с одной из крупнейших китайских государственных компаний по созданию промышленного комплекса в нашей республике. Общий объём инвестиций составит более 10 млрд долларов.

Надо и впредь активно работать с отечественными и зарубежными инвесторами. Мы должны заинтересовать их наличием благоприятного делового климата и последовательными действиями по устранению административных барьеров.

Крайне важно, чтобы у нас было как можно больше компаний, которые добиваются успехов не только в стране, но и за её пределами. Поэтому будем и дальше работать над улучшением конкурентной среды, укреплением позиции республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.

В решении этих задач следует активно использовать отечественный и зарубежный опыт, тесно взаимодействовать с наиболее успешными субъектами Российской Федерации.

Движение вперёд невозможно без построенияинновационной экономики, вовлечения в данный процесс наших предприятий, создания чёткой системы стимулирования. Парламенту республики нужно обеспечить законодательное сопровождение инновационных процессов.

 

Наука, подготовка кадров

Важной задачей на предстоящий период остаётся развитие наших университетов как центров инноваций и востребованных компетенций, способных конкурировать на рынке образовательных и исследовательских услуг. Именно этот принцип заложен в выработанный Правительством Российской Федерации курс на создание опорных вузов. В настоящее время мы активно работаем с федеральными структурами по приданию этого статуса нашему госуниверситету. С одной стороны, это даст возможность сохранить ведущее учебное заведение высшего образования, с другой, - позволит превратить его в инновационный центр, в решающий фактор регионального развития. К 2020 году именно опорные университеты станут ключевой основой устойчивого, динамичного социально-экономического развития и подготовки кадров для высокотехнологичных, инновационных, наукоёмких производств и отраслей.

А это в свете предстоящей большой и важной работы по реализации в республике крупных инвестиционных проектов по созданию современных высокотехнологичных производств в промышленности, сельском хозяйстве и программы развития туристско-рекреационного комплекса имеет для нас исключительно важное значение.

 

Бюджетная политика

Главной цельюбюджетной политикина текущий год является обеспечение сбалансированности республиканского бюджета, устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств.

Правительству совместно с Парламентом необходимо выстроить работу в текущем году в пределах утвержденных параметров республиканского бюджета. Следует иметь в виду, что в сложившихся реалиях, увеличения расходной части республиканского бюджета, не подтвержденной соответствующими доходами, не будет. Корректировка возможна лишь в части снижения расходов.

Таким образом, главная задача на предстоящий год - расходы должны быть в пределах доходов, создание новых расходных обязательств без обеспечения доходами не допустимо. При этом расходы должны быть максимально эффективными!

Для этого, на мой взгляд, Правительству, Парламенту в нынешнем году необходимо ещё раз проанализировать состояние работы по внедрению аудита эффективности государственных программ и повышению ответственности за их реализацию, организации учета результатов эффективности при планировании бюджетных ассигнований, использованию основных фондов государственных учреждений и по другим направлениям.

Меры поддержки предприятий, финансируемые за счет республиканского бюджета, должны, прежде всего, стимулировать экономический рост и приток инвестиций, а также способствовать увеличению численности занятого населения.

Актуальным остаётся вопрос сокращениягосударственного долга. Для исполнения всех взятых социальных обязательств мы вынуждены привлекать заемные средства. Несмотря на то, что республика соблюдает нормы Бюджетного кодекса России по уровню государственного долга, поручаю Правительству разработать и утвердить долговую политику на ближайшие годы, предусматривающую меры планомерного сокращения государственного долга республики и расходов на его обслуживание.

Соответствующие шаги должны предпринимать и муниципальные органы власти. При нехватке собственных доходов местного бюджета особенно важна строгая финансовая дисциплина, предполагающая приоритетность и очерёдность исполнения обязательств и платежей.

Необходимо осуществлять действенные меры по увеличению налоговой базы, в том числе путём мобилизации налогов и сборов по имущественным налогам и налогу на землю, объёмов поступлений неналоговых доходов, посредством установленияобъективныхставок арендной платы за земельные участки и объекты недвижимости.

 

Управление государственным имуществом и земельными ресурсами

Важнейшее значение имеет эффективное управлениегосударственным имуществом. Следует приступить к реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности использования и управления объектами, находящимися в собственности республики, включая увеличение неналоговых поступлений в бюджет.

Важным резервом являютсяземельные ресурсы. Как вы знаете, в условиях Кабардино-Балкарии этот вопрос особенно острый и болезненный. Именно поэтому принято решение, не торопясь, вдумчиво, с учётом мнения специалистов, независимых экспертов, населения выработать наиболее эффективные и справедливые механизмы использования земли. Для этого в Правительстве и в Парламенте созданы специальные комиссии. В качестве одного из ключевых направлений данной работы Правительству было поручено провестисплошнуюинвентаризацию земельного фонда республики. Знаю, сделано немало, работа идёт в плановом режиме. Но, тем не менее, инвентаризация по различным, в том числе объективным причинам до сих пор не завершена.

Прошу Правительство совместно с Парламентом, муниципальными органами обеспечить до конца текущего года завершение полной инвентаризации земельного фонда и выработку конкретных предложений по его дальнейшему использованию в интересах жителей республики.

 

Внешнеэкономическая деятельность

Залогом успешного развития является укреплениевнешнеэкономических связей. В истекшем году внешнеторговый оборот республики составил 44,3 млн долларов. Во внешней торговле традиционно доминируют страны дальнего зарубежья. Наибольший объём достигнут с Италией, Швейцарией, Чешской Республикой, Турцией и Азербайджаном.

Основной задачей Правительства на предстоящий период является поддержка репутации Кабардино-Балкарии как надёжного партнёра в международных отношениях, укрепление межрегиональных связей с субъектами Российской Федерации, в том числе и в рамках подписанных договоров и соглашений о сотрудничестве.

Все наши планы и намерения по развитию экономики подчинены одной цели –повышению качества жизнилюдей. В текущем году предстоит продолжить работу по поэтапному повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Правительству необходимо завершить переход на «эффективный контракт», для чего в отношении каждого работника должна быть уточнена и конкретизирована его трудовая функция, актуализированы квалификационные требования с учётом применяемых профессиональных стандартов и других современных требований.

Особое внимание следует уделить профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов. Для этого необходимо активное и слаженное взаимодействие Правительства, местных администраций городских округов и муниципальных районов, предпринимательского сообщества, работодателей и общественных организаций.

Важнейшей задачей остаётся постоянная забота о ветеранах Великой Отечественной войны. Это героическое поколение – предмет нашего особого внимания. Мы продолжим усилия по созданию нашим уважаемым ветеранам комфортных условий жизни.

 

Социальная защита прав и законных интересов граждан

В республике реализуется комплекс мер, направленных насоциальную защитуправ и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2016 году для них построено и приобретено 90 жилых помещений. Вместе с тем данная проблема у нас остаётся острой. В сводном списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, состоят 1370 человек. Правительству, соответствующим министерствам необходимо усилить работу в этом важном направлении.

Что касается мер социальной поддержки, они должны статьадреснымии оказываться исходя их принципа нуждаемости. В прошлом году нами приняты Закон «О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в Кабардино-Балкарской Республике» и соответствующее постановление Правительства, которые предусматривают новые принципы определения критериев нуждаемости. Отныне государственная социальная помощь будет назначаться малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим по независящим от них причинам доход ниже установленной в республике величины прожиточного минимума.

Таким образом, адресность оказания помощи должна стать главной основой социальной справедливости.

Президент страны поставил задачу шире привлекать к исполнению социальных услугнекоммерческие организации. Правительству совместно с Парламентом предлагается завершить формирование правовой базы деятельности НКО, обеспечить создание благоприятных конкурентных условий для развития негосударственного сектора, их широкому доступу к оказанию социальных услуг, финансируемых за счёт бюджета.

Планка потребностей и общественных запросов людей с каждым годом повышается. Люди справедливо желают иметь высокий уровеньсоциальной защищённости– гарантированную личную безопасность, достойную оплату труда, благополучие и комфортные условия жизни. Всё это предъявляет к нам, к власти  особые требования и высокий уровень ответственности.

 

Совершенствование управленческой вертикали

Сегодня руководством страны взят курс на качественное совершенствованиеуправленческой вертикали. Создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Определены 11 главных направлений стратегического развития Российской Федерации. В качестве основного инструмента решения этих ключевых задач обозначен переход органов власти на проектные технологии управления -от работы по поручениям к управлению по результатам.

Правительству необходимо в кратчайшие сроки подготовить пакет проектных инициатив в соответствии с основными направлениями стратегического развития Российской Федерации, а также региональные приоритетные проекты, ориентированные на повышение уровня жизни в республике. Они должны содержать управленческие решения, способствующие росту эффективности экономики и социальной сферы, концентрации ресурсов на ключевых направлениях.

Словом, нужны не отдельные меры по совершенствованию деятельности органов государственной и местной власти, а продуманное реформирование управленческой системы в целом.

Особое значение имеет кадровый состав государственных и муниципальных служащих, их компетенция, профессиональная подготовка и открытость, принципиальность при назначении на ответственные должности. Необходимо добиваться максимальной прозрачности конкурсных процедур при приёме на работу, отдавая приоритет при этом, прежде всего, людям честным и добросовестным.

Назрела необходимость разработать и утвердить программу совершенствования кадровой политики с учётом изменения подходов в сфере управления. Поручаю Администрации Главы республики совместно с Правительством сделать это в рамках первого полугодия текущего года.

 

Борьба с коррупцией. Взаимодействие органов и общественных объединений

В 2016 году несколько усилилась борьба скоррупционными проявлениями. Однако и в этой сфере имеется ряд серьёзных проблем. Нужно активнее использовать правовые механизмы ранней профилактики, которые должны включать в себя выявление конфликтов интересов, проверку достоверности и полноты деклараций государственных и муниципальных служащих.

Необходимо придать новый импульс принципу неотвратимости наказания. Не взирая на прежние заслуги и занимаемую должность, не должно быть поблажек никому.

Важным направлением совершенствования государственного управления является повышение уровнявзаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями.В республике сформирована законодательная и нормативная правовая база, предоставляющая широкие полномочия общественным объединениям по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. В последние годы заметно повысилась роль Общественной палаты КБР, регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», общественных советов органов власти и некоммерческих организаций по участию в жизни республики.

Уверен, наметившиеся в последнее время тенденции повышения гражданской активности жителей республики, их вовлечённости в процесс управления, послужат дальнейшему усилению взаимодействия власти и общества.

Ежегодно проводимые социологические исследования свидетельствуют о том, что многие проблемы возникают из-за отсутствия у отдельных сотрудников местных администраций желания выслушать проблемы и чаяния людей. Нередко допускаются бездушие, волокита и бюрократизм. Мы должны решительно изживать подобные факты из нашей жизни.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию: «Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».

Необходимо принять дополнительные меры по повышению результативности работы с обращениями граждан, устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, рассматривать характер обращений как один из важнейших и объективных каналов мониторинга политического, социального и экономического положения в республике.

Органы местного самоуправления – первая и главная инстанция, где должны решаться проблемы жителей республики. Именно здесь люди должны получать исчерпывающие ответы и находить решение на поставленные задачи.

Стремительное развитие технологий ведёт к глобальным изменениям винформационном пространстве. Наряду с печатными и электронными СМИ всё большую роль играют социальные сети. Сегодня необходимо оперативно реагировать на происходящие события, своевременно информировать население о нашей позиции, действиях и решениях. Важно, чтобы каждый житель республики, независимо от места проживания, имел возможность получать достоверную информацию в полном объёме.

В этой связи остро встаёт вопрос перевода республиканского телевидения от аналогового к цифровому стандарту вещания. Решение этой задачи потребует модернизации технологической базы республиканского телерадиоканала ВТК «Кабардино-Балкария», доведения объёма собственного телевещания до 24-х часов в сутки, а также обеспечение его включения в один из пакетов спутникового телевидения.

Сделаны первые шаги по объединению печатных СМИ в единый холдинг. Начатое реформирование должно привести не просто к экономии бюджетных средств, но и повысить эффективность работы творческих коллективов.

Газеты, телевидение, радио должны стать современными и конкурентоспособными.

 

Безопасность

В последние годы совместными усилиями с правоохранительными органами удалось существенно продвинуться в деле обеспечениязаконности, правопорядка и общественной безопасности. Достигнуто снижение общего уровня преступности в республике, числа тяжких и особо тяжких преступлений.

Повысилась эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом. Как отметил председатель Национального антитеррористического комитета, директор ФСБ России Александр Васильевич Бортников, полностью ликвидированоруководящеезвено террористических группировок, действовавших на территории Кабардино-Балкарской Республики.

В 2016 году в республике не допущено совершения террористических актов. Значительно снижена активность членов религиозно-экстремистских формирований, разрушены организационная структура и ресурсная база банд-подполья.

По итогам минувшего года Национальный антитеррористический комитет дал положительную оценку организации системы безопасности в Кабардино-Балкарии.

Однако для нас это не должно стать поводом для самоуспокоения. Более того, учитывая процессы, происходящие сегодня в мире, странах Европы и Ближнего Востока, мы должны быть готовыми к реагированию на любые возможные угрозы. Тем более, что Кабардино-Балкария по-прежнему остаётся зоной интересов различных экстремистских сил, в том числе международного терроризма.

В условиях развития информационных технологий и роста влияния на общественные процессы интернет-пространства нужно активизировать работу по профилактике и информационному противодействию терроризму и экстремизму. Назрела необходимость переориентации от общих мероприятий к адресным, точечным, выработки современных, понятных и, прежде всего, молодёжи методов противостояния идеологии радикализма.

В этих вопросах мы должны действовать на упреждение, опираясь при этом на общественные организации, религиозные объединения, средства массовой информации, родительское и педагогическое сообщество. Только так мы сможем поставить надёжный заслон современным вызовам и угрозам, и только такой подход позволит обеспечить стабильность в республике на долгие годы.

Наша общая цель и безусловный приоритет – обеспечить всем жителям Кабардино-Балкарии защиту их конституционных прав, безопасную и благополучную жизнь. Люди должны иметь возможность спокойно трудиться, растить детей и с уверенностью смотреть в будущее.

Стоящие перед нами задачи продиктованы сложными процессами в стране и в мире в целом. Время трудное.Но трудности делают нас сильнее. Нынешний год особый. Работать придётся в сложных финансовых условиях. Это потребует выверенных, максимально эффективных управленческих решений. А если решение принято, оно должно быть реализовано.Именно такой подход должен стать девизом нынешнего года, девизом для всех: для власти, для общества, для граждан.

Хотел бы обратиться к депутатам Парламента, к представителям политических партий, общественных сил.Рассчитываю и впредь на нашу совместную конструктивную и эффективную работу на благо народа Кабардино-Балкарии.

В следующем году состоятся выборы Президента Российской Федерации. Это важнейшее событие в жизни страны, которое определит будущее нашего Отечества на десятилетия вперёд.Мы должны уже сейчас развернуть всю необходимую работу по подготовке к этим выборам, обеспечить их проведение на достойном уровне.

Акцентируя внимание в своём Послании на приближающемся 100-летии Февральской и Октябрьской революций, Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что уроки истории Отечества нужны нам, прежде всего, для примирения, укрепления общественного, политического и гражданского согласия, призвал помнить о том, чтомы единый народ, и Россия у нас одна.

Этот посыл Главы государства очень близок жителям нашей многонациональной республики. Нас сплачивают уважение к общей истории и культуре, стремление сохранить многовековую дружбу.

Опираясь на лучшие традиции наших народов, используя современные возможности развития, мы обязательно решим все стоящие перед нами задачи и достигнем поставленных целей.

Абсолютно убеждён: так оно и будет».

vers

 


Яндекс.Погода

Антикоррупционная линия при Администрации Главы КБР 40-89-70; 40-34-32; Местной администрации Терского района 8 (86632) 41-8-50; 41-8-30

Вы можете
написать нам 

 

Обратная связь


glavakbr   pravkbr   parlament   kbpravda   gosusluigi   mfc

Адрес: 361200, Кабардино-Балкарская республика, Терский район, г.п. Терек, ул. Ленина, 15
Телефон: 8 (86632) 41-8-30
e-mail: terekadm@inbox.ru
Время работы: понедельник-пятница, с 9-00 до 18-00.

© Терский муниципальный район КБР
Создание и поддержка сайта ООО “УДЦ ”КВАТРО”